Меню сайта  

   

Учреждения  

   

Проект Федерального закона - Упрощенное рассмотрение гражданских дел

Подробности

Проект закона

В феврале 2015 года Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) внес в Госдуму законопроект № 725381-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", который должен в перспективе упростить рассмотрение в судах общей юрисдикции незначительных по сумме требований и сложности споров ("малых дел", как их называет в пояснительной записке сам ВС РФ). Заявляемая цель – повышение качества и эффективности правосудия, сближение систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также снижение нагрузки на них. На данный момент документ готовится к первому чтению. ВС РФ предлагает закрепить в ГПК РФ три базовые модели рассмотрения гражданских споров, от простого к сложному: приказное, упрощенное, общее исковое производство. Последнее уже существует в кодексе и останется неизменным, приказное также есть, но будет реформировано, а вот упрощенное производство – новое для гражданского процесса, хотя уже существует в АПК РФ и недавно принятом, но не вступившем в силу КАС РФ.

Модификация приказного производства В настоящее время в порядке приказного производства рассматриваются незначительные дела о взыскании задолженности или истребовании имущества. Это требования, основанные на нотариально удостоверенной сделке или сделке, совершенной в простой письменной форме, о взыскании алиментов (если нет спора об отцовстве или материнстве), о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам и ряд других (ст. 122 ГПК РФ). При этом максимальная сумма иска не установлена. Как правило подразумевается, что такое требование бесспорно и необходимо без лишних процедур простимулировать должника к его исполнению. Именно поэтому в рамках приказного производства дело рассматривается судьей единолично в течение пяти дней после поступления заявления, без проведения судебного заседания и вызова сторон – исключительно на основании заявления и доказательств, представленных взыскателем. При этом сам приказ одновременно является исполнительным документом (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ). Должник о рассмотрении в отношении него требований в порядке приказного производства может и не знать. Однако, получив по почте из суда копию приказа, он в течение 10 дней имеет право представить возражения относительно его исполнения (ст. 128 ГПК РФ). Тогда судья отменяет приказ и дело может быть рассмотрено в порядке искового производства, которое гораздо дольше и сложнее (ст. 129 ГПК РФ). ВС РФ предлагает модифицировать приказное производство и ограничить его требованиями до 500 тыс. руб, то есть сохранить в нем только относительно мелкие по сумме требований дела. Одновременно в число "приказных" попадут требования о взыскании задолженности по ЖКУ и услугам телефонной связи, а также по обязательным платежам и взносам в ТСЖ и строительные кооперативы. Такие дела также являются относительно бесспорными и требуют, по сути, только выдачи исполнительного документа, но сейчас рассматриваются "по полной программе" в рамках искового производства. Все дела, которые в результате этих изменений останутся за бортом приказного производства, перейдут в новый институт – упрощенное исковое производство. Упрощенное производство В порядке упрощенного производства ВС РФ предлагает рассматривать: • требования о взыскании денег или имущества, которые по характеру относятся к приказному производству, но превышают сумму в 500 тыс. руб.; • требования о взыскании денег или имущества, которые по характеру относятся к приказному производству, но по которым у должника есть или могут быть возражения; • требования о взыскании денег или имущества на сумму меньше 500 тыс. руб. но которые в приказное производство не пройдут по критериям; • требования о признании права собственности стоимостью до 500 тыс. руб. Кроме того, при согласии обеих сторон (по инициативе одной из них или по инициативе суда) в порядке упрощенного производства смогут рассматриваться иные дела. Однако в ряде случаев, напротив, рассмотреть дело в порядке упрощенного производства не получится. Например, если нужно выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, провести осмотр и исследования доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизы или заслушать свидетельские показания. К выводу о том, что необходимо произвести эти мероприятия суд сможет прийти как сам, так и на основании ходатайств сторон. Тогда рассмотрение будет происходить по общим правилам искового производства (подразд. II разд. II ГПК РФ). В упрощенном порядке нельзя будет рассматривать дела, возникающие из административных правоотношений, связанные с государственной тайной, по спорам, затрагивающим права детей, а также дела особого производства (об усыновлении или удочерении, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим и др.). Требования, также как и в приказном производстве, будут рассматриваться без вызова сторон в суд. Однако в курсе дела будут уже две стороны, и каждая сможет представлять суду и друг другу доказательства, возражения, объяснения относительно предъявленных требований. Для этих целей судом будет устанавливаться специальный срок не менее 15 дней и одновременно еще один срок – не менее 30 дней – для представления дополнений. Оба срока будут течь с момента вынесения определения о принятия искового заявления. После истечения последнего срока суд приступит к рассмотрению дела на основании полученных материалов и должен завершить в пределах двух месяцев, как и при полноценном исковом производстве. В упрощенном производстве не протокола судебного заседания, возможности отложения разбирательства и предварительного судебного заседания. Планируется, что решение по делу будет приниматься в виде резолютивной части, которая будет высылаться лицам, участвующим в деле, и публиковаться на официальном сайте суда. В отличие от приказного производства – этот акт не будет иметь статуса исполнительного документа. Мотивированное решение можно будет получить по заявлению. Срок вступления решения в силу – в течение 15 дней со дня принятия. До вступления в силу решение сможет быть обжаловано в суд апелляционной инстанции (в отличие от приказного производства, где дальнейшее обжалование не предусмотрено). Апелляционные жалобы будут рассматриваться судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, дополнительные доказательства можно будет представить только если они были необоснованно не приняты первой инстанцией. Кроме того, в отличие от первой инстанции, при необходимости лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в суд. Кассационное обжалование будет происходить в аналогичном порядке, за исключением того, что лица, участвующие в деле, смогут направить в суд кассационной инстанции объяснения по делу (до дня рассмотрения кассационной жалобы). Актуальность упрощенного производства Упрощенное производство, которое вводится в ГПК РФ, является частью единой политики государства и в том числе ВС РФ по упрощению процедуры рассмотрения "малых дел". Соответствующие нормы уже существуют в арбитражном процессе (гл. 29 АПК РФ), но с рядом отличий. Например, арбитражные суды в упрощенном порядке могут рассматривать и дела об административных правонарушениях, а суды общей юрисдикции сегодня вынуждены разрешать подобные споры в порядке, установленном КоАП РФ – и в случае одобрения инициативы ВС РФ ничего в этом плане не изменится. Также в арбитражных делах другие ограничения по суммам требований для применения упрощенной процедуры – 300 тыс. руб. споров с участием организаций и 100 тыс. руб., если стороной дела является индивидуальный предприниматель, но в перспективе планируется повысить эти значения до 400 тыс. и 200 тыс. руб. соответственно. Законопроект № 638178-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы, предусматривающий такие изменения, внесен в Госдуму и уже 24 марта 2015г. прошел первое чтение. Этот же документ должен ввести в АПК РФ приказное производство. Таким образом, должна получиться унифицированная система рассмотрения как гражданских, так и арбитражных споров, создание которой ВС РФ обосновывает рекомендациями Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) 7 и положениями постановления Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 года № 861/2007. Стоит отметить, что в принятом недавно Кодексе Административного судопроизводства РФ, который вступит в силу с 15 сентября 2015 года, также предусмотрено упрощенное (письменное) судопроизводство (разд. V) по административным делам – об оспаривании нормативных актов, действий (бездействия) госорганов и должностных лиц и пр. (ст. 291 КАС РФ).  

   
© Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю